Начала посещать курс "Основы композиции" в Open Art School.
Содержание первого урока.
Основные понятия 2х взаимодополняющих пар:
ГАРМОНИЯ - РАВНОВЕСИЕ
СОПОДЧИНЕНИЕ -КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР
Следующие термины:
СТАТИКА - ДИНАМИКА
СИММЕТРИЯ - АСИММЕТРИЯ
РАВНОВЕСИЕ
Существуют такие сочетания:
СТАТИКА-СИММЕТРИЯ
ДИНАМИКА- АСИММЕТРИЯ
СТАТИКА- АСИММЕТРИЯ
ДИНАМИКА- СИММЕТРИЯ
Динамика - это композиционный прием, создающий впечатление движения и внутренней динамики. С помощью этого приема передаются стихийные, напряженные и эмоциональные композиции; вспомним всем известную композицию Эля Лисицкого "Клином красным белых бей".
Динамика в композиции создается зачастую с помощью односторонней направленности формы (когда все предметы направлены по одной оси), разницей величин предметов и пропорций - композиция, в которой разница в величинах предметов наиболее выражена, всегда будет динамичнее, чем та, в которой предметы одинаковы. Также и с пропорциями: острые, тонкие, обтекаемые, направленные формы - яркий пример динамики.
Статика -противоположность динамики. Это состояние покоя, уравновешенности, незыблемости. Формы сближены по массам, текстурам, цветовому решению. Предметы с ярко выраженной осью симметрии или явным центром наиболее статичны. Абсолютная статичность встречается редко, статика наиболее ярко раскрывается в контрастных сочетаниях с динамикой. Пример: Этьен Луи Булле "Кенотаф Ньютона", Казимир Малевич "Черный квадрат", "Черный крест"; Пит Мондриан "Композиция с красным, синим и желтым"
Динамика - это композиционный прием, создающий впечатление движения и внутренней динамики. С помощью этого приема передаются стихийные, напряженные и эмоциональные композиции; вспомним всем известную композицию Эля Лисицкого "Клином красным белых бей".
Динамика в композиции создается зачастую с помощью односторонней направленности формы (когда все предметы направлены по одной оси), разницей величин предметов и пропорций - композиция, в которой разница в величинах предметов наиболее выражена, всегда будет динамичнее, чем та, в которой предметы одинаковы. Также и с пропорциями: острые, тонкие, обтекаемые, направленные формы - яркий пример динамики.
Статика -противоположность динамики. Это состояние покоя, уравновешенности, незыблемости. Формы сближены по массам, текстурам, цветовому решению. Предметы с ярко выраженной осью симметрии или явным центром наиболее статичны. Абсолютная статичность встречается редко, статика наиболее ярко раскрывается в контрастных сочетаниях с динамикой. Пример: Этьен Луи Булле "Кенотаф Ньютона", Казимир Малевич "Черный квадрат", "Черный крест"; Пит Мондриан "Композиция с красным, синим и желтым"
Есть понятие математического центра. Математический центр не совпадает с визуальным центром, визуальный центр выше и левее от математического центра. Объясняется это так:
сила тяжести уравновешивается поднятием вверх. Вправо ведет взгляд, поэтому визуальный центр располагается немного левее.
Симметрия бывает таких видов:
- зеркальная симметрия базируется на равенстве двух частей фигуры относительно мысленной плоскости, которая разделяет предмет на абсолютно равные части. Плоскость, которая разделяет предмет на две равные части, является плоскостью симметрии. Пример: человек.
-центральная (поворотная) – симметрия относительно центра (точки). Она достигается путем вращения элемента композиции вокруг центра (оси) и фиксирования его через определенные промежутки дуги окружности.Например, обращением точки вокруг центра на плоскости образовывается центрально-симметричная фигура – круг, в пространстве – сфера. Поворотная симметрия наблюдается в композиции формы многих цветов: цветок можно повернуть так, что каждый лепесток займет положение соседнего лепестка. В технике по этому принципу построена форма гребного винта и гребного колеса. -осевая симметрия - симметрия предмета или композиции относительно оси (линии). Она достигается путем обращения формы относительно оси симметрии. Изображение на плоскости объемных предметов, которые имеют зеркальную симметрию, можно рассматривать как осевую.
-винтовая симметрия - образуется при вращательном движении линии или плоскости (точки, фигуры) вокруг неподвижной оси с постоянной угловой скоростью при одновременном поступательном движении вдоль оси. Например, винт, шуруп, в природе - листва на стебле.
-центральная (поворотная) – симметрия относительно центра (точки). Она достигается путем вращения элемента композиции вокруг центра (оси) и фиксирования его через определенные промежутки дуги окружности.Например, обращением точки вокруг центра на плоскости образовывается центрально-симметричная фигура – круг, в пространстве – сфера. Поворотная симметрия наблюдается в композиции формы многих цветов: цветок можно повернуть так, что каждый лепесток займет положение соседнего лепестка. В технике по этому принципу построена форма гребного винта и гребного колеса. -осевая симметрия - симметрия предмета или композиции относительно оси (линии). Она достигается путем обращения формы относительно оси симметрии. Изображение на плоскости объемных предметов, которые имеют зеркальную симметрию, можно рассматривать как осевую.
-винтовая симметрия - образуется при вращательном движении линии или плоскости (точки, фигуры) вокруг неподвижной оси с постоянной угловой скоростью при одновременном поступательном движении вдоль оси. Например, винт, шуруп, в природе - листва на стебле.
Статистические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник на широком ребре, треугольник на широкой основе.
Динамические фигуры: ромб, овал, прямоугольник на узком ребре, треугольник на узком ребре.
Самая статичная композиция: круг в квадрате.
Важно помнить, что глаз упрощает сложные формы до простых. Важна контрформа.
Мозг собирает объекты в группы, таких групп может быть 3-5 штук. Группы формируются по разным признакам - типу, цвету, форме и так далее.
Контраст подчеркивает динамику.
Нюанс подчеркивает статику.
Диагональ.
Восходящая диагональ.Объекты, расположены по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний является приоритетной для подчеркивания динамики, так как человеческий глаз рассматривает сюжет с нижнего левого угла.
Восходящая диагональ.Объекты, расположены по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний является приоритетной для подчеркивания динамики, так как человеческий глаз рассматривает сюжет с нижнего левого угла.
Нисходящая диагональ. Если объекты расположены по ниспадающей диагонали справа налево, то в такой диагонали важны объекты, расположенные на середине, так как все также человеческий глаз входит в картину с нижнего левого угла.
Наглядным примером этого может служить картина известного русского
художника В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Композиция произведения
имеет диагональное направление» она развивается из нижнего правого угла в
верхний левый, подчеркивая движение саней удаляющихся от нас, но вместе
с тем визуально и сани и главная героиня надвигаются на нас. Создается
впечатление действия, выходящего за рамки картины на зрителя.
Движение.
Движение.
Движение слева направо подчеркивает развитие.
Движение справа налево подчеркивает сопротивление, например, картины батальных сцен.
На картине ниже движение в обе стороны, причем принцип направления работает - слева направо идут свежие силы солдат, а обратно раненные.
А. А. Дейнека. "Оборона Петрограда". 1928. Центральный музей Вооруженных Сил СССР. Москва.
Композиция бывает замкнутая и разомкнутая.
Замкнутая - объекты стремятся к центру, подчеркивает статику.
Разомкнутая или открытая - объекты стремятся от центра, подчеркивает динамику, движение, выход за рамки картины.
Важно обращать внимание, на то, как обрезается объект или объекты на картине.
Пропорционирование - идеальная форма листа или разворота.
Существуют такие типы пропорционирования:
2) диагональ квадрата как радиус
3) квадрат + радиус полквадрата
Центры внимания на картине:
если представить на листе пересечение 2х диагоналей и квадрата, то центром внимания будет:
- пересечение диагоналей в центре - 1 точка
- пересечение диагоналей с углами квадрата- 4 точки
По сути, это можно выразить двумя правилами:
А) Правилом золотого сечения
Б) Правилом трех третий
По сути, это можно выразить двумя правилами:
А) Правилом золотого сечения
Б) Правилом трех третий
При работе над композицией важно развивать в себе интуитивное чувство равновесия. Равновесие - это психологическое и физическое состояние, к которому человек всегда стремится. Ведь когда человек неспокоен, ему хочется обрести душевное равновесие, а в композиции равновесие это такое расположение элементов, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Форма, направление, месторасположение предметов в устойчивой композиции взаимно обуславливают друг друга.
Визуальное равновесие должно присутствовать в любой композиции, даже если она экстремально динамичная - глаз всегда стремится к нему, любому вгзляду кажутся шаткими и неприятными несбалансированные композиции. (Подробнее: Р. Арнхейм Искусство и визуальное восприятие) Визуальное равновесие всегда связано с физическим, глаз стремится к физическому центру предмета, интуитивно чувствуя его. Четкое визуальное равновесие это отнюдь не только симметричные статичные формы, как раз наоборот, способность к гармонизации сложных асимметричных композиций говорит о вкусе и профессионализме автора. Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства. Затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом. Примеры: Василий Кандинский "Параллельные диагонали"; Казимир Малевич "Супрематические композиции"
Помни: Один объект по массе более внушителен, чем его детали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий